Драгоценности

Женское нагрудное украшение сырга. Куединский район Пермской области. Фото К.И. Куликова.
Женское нагрудное украшение сырга. Куединский район Пермской области. Фото К.И. Куликова.

Г. А. Никитина

Драгоценности  (дуно арбериос) – дорогие ювелирные изделия; предметы высокой ценности.

Накопленные к сегодняшнему дню фольклорно-этнографические сведения не позволяют категорично утверждать, что удмурты вкладывали в слово  «драгоценность» именно тот смысл, в каком оно понимается в настоящее время, т. е. как  высокоценная вещь, раритет, эксклюзив. В удмуртском языке нет слова, обозначающего это понятие. До сих пор, когда хотят показать высокую стоимость или ценность вещи, говорят «дуно», т. е. нечто, что стоит дорого. В смысловом плане наиболее близким удмуртским аналогом  понятия «драгоценность» можно, пожалуй, назвать термин уксётирлык (букв.: «изделие/утварь из денег»). Этим словом в народе обозначали практически весь комплекс женских серебряных украшений, в первую очередь нагрудных и чересплечных (в локальных традициях существовали и другие, местные, названия как самих этих украшений, так и их деталей). Украшения не всегда состояли только из серебра/азвесь. По данным археологов известно, что предки удмуртов использовали также бисер/марӟан, жемчуг/тж. марӟан, медь/ыргон, раковины каури, янтарь, аметист, горный хрусталь, агат, халцедон, сердолик (три последних камня переводятся как «какыт»). По-видимому, поделочные камни и драгоценные металлы поступали в места проживания удмуртов из Византии, Средней Азии и Индии, стеклянные бусы – со Средиземноморья. Изделий из золота/зарни в археологических памятниках довольно мало, в основном это височные украшения.

Трудно сказать, какова была рыночная стоимость удмуртских украшений, можно ли их действительно отнести к разряду драгоценностей. По воспоминаниям женщин, они (да и их матери) не торговали украшениями: их передавали из поколения в поколение по женской линии. С течением времени ценность украшений (как историческая, так и рыночная), конечно, возрастала; они переходили в разряд семейных реликвий. Только в исключительных случаях женщина могла пожертвовать подобной вещью и расстаться с ней, обменять, например, на продукты питания, как это было в голодные 20-е гг. или во время Великой Отечественной войны в XX в.

О том, что в XIX в. серебро, а особенно золото, народом стало восприниматься в значении, очень близком к понятию «драгоценность», свидетельствуют многочисленные рассказы о кладах с серебряными и золотыми монетами, добыв которые можно разбогатеть и стать могущественным. Сюжетная линия таких преданий в основном лежит в авантюрно-бытовой плоскости, и кладоискателям практически никогда не удается стать обладателями легких богатств.

Ценности, богатства, деньги не отрицались в народной философии, но их относительность в шкале ценностей осознавалась четко: «Нянь зарнилэсь дуно» (Хлеб дороже золота), «Зарниен но азвесен мар-о бен карод? Со интые мед луоз вордэм нылпиед» (Злата-серебра не надо, если не взрастишь детей).

В современном удмуртском обществе в понятие «драгоценность» вкладывается смысл, адекватный общепринятому (европейскому/ урбанизированному).  Разумеется, с учетом определенных личностных ценностных установок: иному удмурту драгоценно золотое ювелирное изделие, другому – столетней давности нагрудные мониста из серебряных рублей, третьему – собственноручно изготовленный высокохудожественный сувенир из поделочного камня (или другого природного материала) и т. д.