Пастуший рожок

Тутэктон. 2006 г. Фото Пчеловодовой И. В.
Тутэктон. 2006 г. Фото Пчеловодовой И. В.

И. В. Пчеловодова

Пастуший рожок тутэктон. Инструмент состоит из трубки конусообразной формы длиной 250–300 мм, изготавливаемой из жести, меди, латуни, железа или бересты. По словам народного исполнителя Пронина Н. А., трубку мог делать только кузнец: под воздействием огня медь или железо свертывали в конусообразную трубку. Мундштук делается из деревянной катушки для ниток: одна половина катушки срезается, на другую натягивается резинка, которая закрепляется нитками. Между катушкой и резинкой вставляют ржаную солому или спички, соответствующие ширине резинки. Звук инструмента, громкий и резкий, зависит от силы натягивания резинки, от ее ширины и толщины (чем она тоньше и уже, тем звук инструмента более яркий и звонкий), а также от силы вдувания. Тутэктон не имеет игровых отверстий, однако встречались инструменты с двумя игровыми отверстиями.

Поздние варианты рожка делали из стеклянных бутылок. Для этого дно бутылки обматывают ниткой и поджигают, затем [выбивают: наматывают вокруг бутылки нитку, поджигают ее], затем опускают бутылку в холодную воду.  Дно отпадает по линии натянутой нити.

Скал сюр и тутэктон выполняли в основном коммуникативную функцию: подавали сигналы о времени выгона и возвращении скота, использовались для управления им в поле. Как говорит Пронин Николай Андреевич, если пастух не подавал сигнала к сбору скота, по возвращении в деревню люди высмеивали и даже ругали его за это. Не исключено, что пастухи подобным образом передавали друг другу информацию. Среди пастухов выделялись искусные виртуозы, исполняющие на пастушьем рожке довольно сложные мелодии. Бытовал инструмент также в качестве аккомпанирующего инструмента в вокальном ансамбле, иногда вел свою собственную партию.

Наигрыш на тутэктоне

Травина И. К. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1964. – С. 218.
Травина И. К. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1964. – С. 218.

Сигналы для выгонки скота

Расшифровка Пчеловодовой И.В.
Расшифровка Пчеловодовой И.В.

Литература:

  1. ПМА
  2. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки
    в духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета. –1992. –№ 6.–
    С. 63–69;
  3. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты. – Ижевск,
    1992;
  4. Удмурты: историко-этнографический очерк. – Ижевск, 1993.