Волынка

Быз. Конец XIX в. (Национальный музей им. К. Герда УР). Фото Пчеловодовой И. В.
Быз. Конец XIX в. (Национальный музей им. К. Герда УР). Фото Пчеловодовой И. В.

И. В. Пчеловодова

Волынка быз. Бытовала в двух видах: быз с воздушным резервуаром из кожи или шкуры животного (чаще всего теленка), в одном случае из двух трубок (трубкой для нагнетания воздуха и мелодической с 5-ю игровыми отверстиями), в другом – из трех. К указанным трубкам добавлялась одна бурдонная трубка без игровых отверстий. Иногда на конце бурдонной трубки укрепляется раструб из коровьего рога или из бересты. Мелодические и бурдонные трубки изготовлялись из дерева. Длина мелодической трубки 250–350 мм и шириной 9–11 мм, а бурдонной – около 500–700 мм. В мелодическую и бурдонную трубки вставлялись пищики из тростника, камыша, гусиного пера или ржаной соломы. Во время игры инструмент держат перед собой бурдонной трубкой вверх или в сторону и прижимают мех к груди левой рукой. Звук волынки напряженный, резкий, сильный.

Музыкант с волынкой являлся обязательным участником свадебного обряда бесермян. При этом на протяжении всего свадебного действа волынка выступала в качестве сольного инструмента, когда волынщик не аккомпанировал певцам, а играл самостоятельно в промежутке между пением, так что музыка могла звучать беспрерывно. Однако встречалось и ансамблевое использование волынки с другими инструментами (бубен, крезь, кубыз). Очевидно, звуки волынки являлись оберегом для невесты, так как она надевала свой свадебный наряд только после того, когда все поезжане, придя в дом отца невесты, образуют хоровод вокруг сложенных в груду всех предметов свадебного наряда невесты. Под звуки волынки хоровод пускался в пляс, хлопая в такт музыке ладошами. Музыкант сопровождал молодых и поезжан на третий день, когда все вместе отправлялись на реку или к проруби, если дело происходит зимой, где приносят жертвоприношение ву кузё (водяному), чтобы он не наслал болезнь на молодушку. Также на волынке исполнялись танцевальные мелодии.

В настоящее время быз вышел из употребления.

Литература:

  1. Штейнфельд Н. П. Бесермяне. Опыт этнографического исследования//Календарь и
    памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1894. – С. 220–259;
  2. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов
    СССР. –2-е изд., доп. и перераб. – М., 1975; Беляев В.М. Справка об удмуртских
    народных музыкальных инструментах// Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Удмуртские
    народные песни: Тексты и исследования. – Ижевск, 1989. – С. 34–38;
  3. Голубкова А. Н. К вопросу о ранних этапах формирования музыкальной культуры
    удмуртов// Истоки искусства Удмуртии. – Ижевск, 1989. – С. 3–11;
  4. Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX – 90-е годы XX вв.).–
    Ижевск, 1998;
  5. Яковлев В. Волынка у поволжских народов// Музыкальный фольклор и творчество
    композиторов Поволжья. – В. 73. – М., 1984. – С. 75–83;
  6. Пчеловодова И. В. Удмуртская волынка: история собирания и изучения//
    Традиционная и профессиональная музыка: аспекты взаимодействия. – Ижевск,
    2005. – С. 63–71;
  7. Архивные фонды РЭМ – быз хранится под № 1111-112 abcde.
    Карпов А. М. Древние музыкальные инструменты (к этнографическому
    изучению)// Истоки искусства Удмуртии. - Ижевск, 1989. - С. 12-22.